В 1917 г. в стране сложилась тяжелейшая санитарно-эпидемическая обстановка, вызванная Первой мировой войной, революционными событиями, нарастающим голодом. Возникла срочная необходимость в создании медико-санитарных органов для проведения медицинских и противоэпидемических мероприятий. Уже 26 октября (8 ноября) 1917 г. был образован Медико-санитарный отдел при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов, а 24 января (6 февраля) 1918 г. декретом Совнаркома РСФСР создан Совет врачебных коллегий как высший медицинский орган Рабоче-крестьянского правительства для решения вопросов врачебно-санитарного дела. Только после проведенного первого Всероссийского съезда медико-санитарных отделов (16–19 июня 1918 г.) было признано необходимым создание центрального органа – Народного комиссариата здравоохранения, который был утвержден декретом Совнаркома РСФСР 11 июля 1918 г. «в целях объединения всего медицинского и санитарного дела… и руководства всеми медико-санитарными учреждениями страны». На должность наркома был назначен Николай Алексеевич Семашко. В состав Наркомздрава из Народного комиссариата внутренних дел была передана санитарно-эпидемиологическая секция во главе с Алексеем Николаевичем Сысиным. Наркомздраву и создаваемым санитарным органам на местах (губернских, городских и уездных) необходимо было немедленно разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с эпидемиями паразитарных тифов, холеры, «испанской болезни», натуральной оспы и другими заболеваниями. С этой целью ежегодно проводились съезды эпидемиологов, бактериологов и санитарных врачей, издавались декреты и постановления Совнаркома РСФСР. Так, I Всероссийский съезд бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей (Москва, 28–31 октября 1918 г.) проходил в тяжелый период начавшейся интервенции, серьезных продовольственных затруднений и массового распространения эпидемических заболеваний. II Cъезд бактериологов и эпидемиологов был проведен 28–30 апреля 1919 г. с целью разработки мероприятий по борьбе с эпидемиями, обобщения опыта и создания научной базы для практических противоэпидемических мероприятий (производства вакцин и сывороток, проведения прививочной компании). На III съезде бактериологов и эпидемиологов, проведенном в том же 1919 г. 21–25 октября, рассматривались проблемы выпуска вакцин и сывороток, оспопрививания и организации дезинфекционных мероприятий. 25–31 августа 1920 г. состоялся IV Всероссийский съезд бактериологов и эпидемиологов, на котором в основном обсуждались мероприятия по борьбе с эпидемиями паразитарных тифов. На V Всероссийском съезде бактериологов и эпидемиологов (Москва, 25–31 мая 1921 г.) рассматривались научно обоснованные противоэпидемические мероприятия по борьбе с чумой, холерой, дизентерией, малярией, туберкулезом, сифилисом, цингой, эпидемической желтухой, трахомой.
В этот период Совнаркомом были приняты декреты «О мероприятиях по сыпному тифу» (1919), «О мерах по борьбе с эпидемиями» (1919), «О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем» (1919), «Об обязательном оспопрививании» (1919), «О санитарно-пропускных пунктах на вокзалах г. Москвы» (1920), «Об обеспечении населения банями» (1920), «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в Республике» (1921), «О мероприятиях против холерной эпидемии» (1921), «О мерах по борьбе с сыпным и возвратным тифом» (1921) и ряд других важных документов.
Санитарно-эпидемиологическое обслуживание населения к моменту созыва VI Всероссийского съезда бактериологов и эпидемиологов (3–5 мая 1922 г.) несколько улучшилось, но положение продолжало оставаться тяжелым в связи с голодом 1921 г., еще не ликвидированными последствиями войны, что было отмечено Н.А. Семашко при открытии съезда. На съезде присутствовало 518 делегатов, в том числе 200 – с мест. Были представлены Кавказ, Крым, Сибирь, присутствовали и специалисты из-за рубежа – немецкая делегация во главе с профессором П. Мюленсом из Гамбурга. Работали комиссии (секции) сывороточно-вакцинная, малярийная, чумная и по организационным вопросам. Было проведено 10 пленарных заседаний и 18 заседаний секций, приняты резолюций по каждому направлению.
Съезд рассмотрел ряд актуальных вопросов борьбы с сыпным и возвратным тифом, холерой, малярией, чумой, много внимания уделил деятельности бактериологических институтов. Например, было заслушано 22 доклада, посвященных сыпному и возвратному тифу (профессоров Д.К. Заболотного, А.А. Богомольца, Е.И. Марциновского, Л.А. Тарасевича, докторов Л.А. Зильбера, Г.А. Ивашенцева, Я.Г. Эттингера и др.), 7 – холере (докторов И.С. Блоха, Е.В. Ворониной, В.А. Левицкого, профессоров М.И. Штуцера, В.И. Яковлева и др.), 11 – малярии (докторов Н.А. Зеленова, И.А. Добрейцера, П.Ф. Здродовского, Ш.Д. Мошковского, А.И. Шингаревой, профессоров Е.И. Марциновского, П. Мюленса и др.); 3 – чуме (доктора С.М. Никонорова, профессоров Н.Ф. Гамалеи и Д.К. Заболотного). Кроме того, были обсуждены доклады о лепре, о контроле сывороток, бактерийных препаратах, бактериологических институтах и лабораториях. Много внимания делегаты съезда уделили организации борьбы с холерой и малярией, чрезвычайно распространенными в то время в разных районах страны. Для борьбы с холерой была подчеркнута необходимость возможно широкого проведения санитарных мероприятий, особенно в деле ассенизации и водоснабжения (эксплуатация водопровода и обеззараживание воды путем хлорирования, установление законодательными актами контроля за водоснабжением со стороны органов санитарного надзора). В частности, было обращено внимание на угрожающее состояние водопроводов в неблагополучных по холере городах: Воронеже, Саратове, Ростове-на-Дону. Основываясь на научных данных и практических результатах, достигнутых благодаря вакцинации против холеры, съезд предложил, помимо иммунизации определенных групп населения, для которых прививки обязательны, широко проводить иммунизацию против холеры и остального населения.
Съезд постановил организовать в стране сеть малярийных станций и специальных тропических отделений при бактериологических институтах в местах эпидемического распространения малярии и во вновь возникающих ее очагах. Съезд признал целесообразной организацию при Наркомздраве РСФСР гидротехнических отрядов для производства мелких гидротехнических работ в целях борьбы с заболеваниями малярией, обратил внимание делегатов на неудовлетворительную постановку регистрации малярии на местах и предложил органам здравоохранения срочно ее упорядочить. Также было указано на необходимость тщательного обследования зимних вспышек малярии. Было признано чрезвычайно важным изучение миграции малярийных комаров на дальние расстояния. Съезд поручил санитарно-эпидемиологическому отделу Наркомздрава РСФСР срочно разработать необходимые вопросы противоэпидемического законодательства, в частности, права местных органов во время эпидемий.
На съезде были заслушаны доклады о голоде в стране и постановления III Всеукраинского съезда эпидемиологов и бактериологов, а также съездов врачей голодающих губерний. На основании докладов А.Н. Сысина «Санитарное состояние государств Центральной Европы» и «Европейская санитарная Конвенция в Варшаве» были приняты резолюции «О современном эпидемическом положении стран Восточной Европы», «О санитарных конвенциях» и «О международных мерах помощи». Необходимо отметить выступление руководителя немецкой делегации профессора П. Мюленса, отметившего в своем выступлении на съезде, что война не посеяла вражды между германской и русской медицинской наукой, что он первый иностранец, принявший участие в работе съезда, и что многому следует учиться у русских: «Мы были в России свидетелями тому, с каким самопожертвованием русские врачи и весь медицинский персонал почти без всяких средств выбивались из сил в борьбе с инфекциями. Мы узнали, что и при самых тяжелых условиях можно вести научную работу. Мы в Москве, Петрограде и Казани познакомились с результатами выдающихся научных работ и должны лишь пожалеть, что такие научные ценности оставались до сих пор скрытыми от взоров остальной Европы. Нужно пожелать, чтобы они в ближайшем будущем стали достоянием научного мира на пользу всего человечества».
Большой интерес вызвали доклады «Об организации санитарного дела в Республике». Для обсуждения были представлены разделы:
- об организации санитарного дела в Республике;
- о финансировании медико-санитарного дела на местах;
- об эпидемическом и санитарном законодательстве;
- о ближайших санитарных задачах на местах;
- о положении санитарных врачей.
Это объясняется тем, что съезд собрался в период, когда в результате проведения новой экономической политики были уже достигнуты некоторые успехи в восстановлении народного хозяйства, и в силу этого организационные санитарные вопросы приобрели большое значение, особенно в связи с переводом врачебно-санитарного дела на местный бюджет. Решения съезда по вопросам организации санитарного дела имели большое научно-практическое значение. Съезд счел необходимым финансировать всю санитарную организацию из общегосударственного бюджета. Он отнес к функциям санитарных органов общий санитарный надзор, жилищно-санитарный и санитарно-пищевой надзор, организацию борьбы с эпидемиями и социальными болезнями, охрану материнства и детства, работу по санитарному просвещению и санитарной статистике.
Съезд признал необходимым передать в ведение санитарных органов и санитарную охрану труда в интересах объединения разрозненных санитарных функций, экономии государственных средств и рационального использования санитарных кадров, а также регламентировать права санитарных врачей в законодательном порядке. Было принято решение о необходимости ежегодного созыва всероссийских и губернских съездов санитарных врачей, централизации руководства санитарной организацией в губернском масштабе, эффективного функционирования санитарных советов и совещаний санитарных врачей. Было предложено организовать курсы для санитарных врачей и предоставлять им периодические научные командировки.
Были рекомендованы штаты санитарных работников на местах, содержащихся за счет государственного бюджета. В губернском центре для руководства санитарным делом устанавливались 3 должности санитарных врачей, в том числе 1 – по общесанитарным вопросам, 1 – по эпидемиологии, 1 – по охране материнства, младенчества и детства. В уездах – 2 должности санитарных врачей и 1 должность санитарного помощника; в городах на каждые 50 000 жителей – 1 санитарный врач. Были определены права санитарных врачей и необходимость их утверждения в законодательном порядке. Кроме того, съезд решил принять на госбюджет в определенных размерах содержание штатов лабораторий и дезинфекционных учреждений. В постановлении «О положении санитарных врачей» было отмечено их тяжелое материальное положение и предложено установить для них специальные ставки, исходя из прожиточного минимума, не ниже ставок других специалистов.
Подводя итоги работы VI Всероссийского съезда бактериологов и эпидемиологов, необходимо отметить, что на нем были разработаны основные положения организации санитарного дела в Республике. Практическим результатом деятельности съезда явился Декрет Совнаркома РСФСР от 15 сентября 1922 г. «О санитарных органах Республики», положивший начало единообразному развитию санитарной организации в стране и установивший структуру, задачи, права и нормы санитарных органов, 95 лет со дня принятия которого санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации отметила в 2017 г.
Этому событию были посвящены ХI съезд Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов и ХII Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей, прошедшие в Москве в ноябре 2017 г.