Геморрагическую лихорадку с почечным синдромом (ГЛПС) регистрируют в разных регионах Российской Федерации, но особое распространение она получила в Приволжском федеральном округе (ПФО), включающем республики Татарстан, Башкортостан, Удмуртия и Мордовия, Ульяновскую область и другие субъекты с высоким уровнем заболеваемости ГЛПС. На территории ПФО сформировались высокоактивные природные очаги ГЛПС, в которых регистрируется ежегодно более 80% случаев заболевания в России [1, 2].
В Уральском федеральном округе ГЛПС наиболее часто регистрируется среди населения в Челябинской области, а в Центральном федеральном округе – в Костромской области. По этой причине для исследования были выбраны данные эндемичные по ГЛПС регионы.
Для оценки риска и степени эпидемической опасности распространения заболевания на территории эндемичных по ГЛПС субъектов РФ необходимо изучить интенсивность эпидемиологических проявлений инфекции, в том числе с определением прослойки здорового населения с иммунным ответом (долей антител IgG) к возбудителям заболевания.
Выявление доли серопозитивных лиц к возбудителям ГЛПС проводили в разных регионах Российской Федерации (Амурской, Ульяновской, Иркутской областей, Республиках Бурятия, Крым, Татарстан, Сибирь и Дальний Восток). Несмотря на уровень регистрируемой заболеваемости населения, выявляются показатели серопревалентности, свидетельствующие о контакте людей с возбудителями ГЛПС без развития манифестного инфекционного процесса [3–8]. При этом установлено, что на территориях с низкими показателями серопревалентности и при отсутствии регистрируемой заболеваемости населения ГЛПС имеют место погрешности клинической диагностики заболевания.
Цель исследования – изучение доли серопозитивных к хантавирусам лиц среди населения, проживающего на эндемичных по ГЛПС территориях (республики Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Мордовия, Ульяновская и Костромская области) и территориях с низким уровнем заболеваемости (Челябинская область), а также ранжирование территорий Республики Татарстан по показателю серопревалентности.
Материалы и методы
Анализ эпидемической ситуации по ГЛПС проведен по данным оперативного мониторинга, осуществляемого Референс-центром по мониторингу за ГЛПС ФБУН «Казанский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» Роспотребнадзора (далее – Казанским НИИЭМ) на основании информации, представленной учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации. Основным методом исследования был эпидемиологический с использованием современных информационных технологий. Исследование сывороток крови на наличие специфических IgG-антител к возбудителям ГЛПС проводили с использованием тест-системы «ВектоХанта-IgG» («Вектор-Бест», Новосибирск, Россия) в течение 2012–2021 гг. Всего взяты пробы у 6150 чел. (доноры). Статистическую обработку проводили стандартными методами вариационной статистики, использовали метод квантильного ранжирования.
Результаты
Территория Республики Татарстан является эндемичной по ГЛПС с высоким уровнем заболеваемости. Среднемноголетние показатели заболеваемости населения в 3–4 раза превышают средние показатели по Российской Федерации [7]. Так, за период 2012–2021 гг. среднемноголетний показатель заболеваемости ГЛПС по Республике Татарстан составил 17,6 на 100 тыс. населения, а по Российской Федерации – 4,8. В Республике Татарстан в структуре природно-очаговых инфекций ГЛПС занимает одно из первых мест по числу заболевших, как и в Российской Федерации в целом [9].
Территория Республики Татарстан делится на 3 физико-географических региона: Предволжье, Предкамье и Закамье и располагается на границе смены бореальной ландшафтной зоны на суббореальную северную семигумидную, образуя так называемый «бореальный экотон» [10, 11].
Ландшафтные зоны и подзоны характеризуются разными показателями лесистости, структурой лесных формаций, фрагментарностью лесов, почвенным составом, количеством осадков и др., влияющими на условия жизнедеятельности мелких млекопитающих – носителей возбудителей ГЛПС [12]. Вирус Puumala (PUUV) является основным возбудителем ГЛПС, выявленным в Республике Татарстан в популяциях рыжей полевки – основного носителя возбудителей ГЛПС [13].
Наряду с этим существуют различия в социальных факторах, влияющих на частоту контактов населения, проживающего в различных ландшафтно-географических зонах с природными очагами заболевания: плотность населения, использование земельного фонда, доля площади со значительной степенью антропогенного воздействия [12].
Основное число больных ГЛПС отмечено в Закамье – более 68% от общего числа заболевших в Республике (среднемноголетний показатель заболеваемости – 26,97 на 100 тыс. населения). Наиболее высокий среднемноголетний уровень заболеваемости отмечается в Бавлинском, Черемшанском, Нижнекамском и Альметьевском районах (соответственно 70,01, 55,64, 31,43 и 27,68 на 100 тыс. населения).
В Предкамье было зарегистрировано около 30% случаев ГЛПС (среднемноголетний показатель заболеваемости – 18,11 на 100 тыс. населения). Наиболее высокие показатели в этой зоне отмечаются в Мамадышском, Сабинском, Рыбнослободском районах (соответственно 44,35, 38,6 и 24,70 на 100 тыс. населения).
В Предволжье больные ГЛПС составляют около 2% всех заболевших по Республике (среднемноголетний показатель заболеваемости – 11,04 на 100 тыс. населения).
В целом по Республике Татарстан прослеживаются тенденция к росту заболеваемости и периодические подъемы каждые 3–4 года, связанные с активизацией эпизоотического процесса в периоды массового размножения носителей ГЛПС – мелких млекопитающих в природе [12].
За период 2012–2021 гг. Казанским НИИЭМ методом ИФА были исследованы 5351 сывороток крови лиц, ранее не болевших ГЛПС, из 33 муниципальных районов Республики Татарстан. Положительный результат был получен в 501 пробе (9,3 ± 0,4%) (см. таблицу).

Методом квантильного ранжирования было проведено ранжирование 33 муниципальных районов Республики Татарстан по уровню серологического ответа к возбудителям ГЛПС. В первую группу вошел 21 район с долей сероположительных результатов от 3,3 до 10,1%: Аксубаевский, Алексеевский, Альметьевский, Арский, Атнинский, Бавлинский, Буинский, Верхнеуслонский, Дрожжановский, Елабужский, Камскоустьинский, Кайбицкий, Мензелинский, Нижнекамский, Нурлатский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Чистопольский, города Набережные Челны и Казань.
Во вторую группу с уровнем положительных результатов от 10,2 до 17,9% вошли 10 районов: Альметьевский, Высокогорский, Зеленодольский, Лениногорский, Мамадышский, Новошешминский, Рыбнослободский, Тетюшский, Тукаевский, Черемшанский.
В третью группу с уровнем положительных результатов от 18,0 до 23,7% вошли 2 района: Лаишевский и Муслюмовский.
Полученные данные иммунологического скрининга в целом согласуются с показателями заболеваемости ГЛПС в муниципальных районах Татарстана. Так, районы, расположенные в Предволжье (Буинский, Кайбицкий, Дрожжановский), с традиционно низким уровнем заболеваемости ГЛПС имеют относительно невысокий уровень серопозитивных лиц, они вошли в первую группу ранжирования. В то же время территории с высоким уровнем заболеваемости (Лаишевский и Муслюмовский районы) вошли в третью группу ранжирования, что указывает на интенсивно протекающий эпидемический процесс в виде манифестных форм заболевания, вошедших в медицинскую статистику, и легких, бессимптомных форм ГЛПС, при которых, как правило, больные не обращались за медицинской помощью, однако были выявлены при иммунологическом скрининге.
Серологический скрининг проводили и по другим субъектам РФ в 2019–2021 гг. В ПФО наиболее высокие показатели заболеваемости ГЛПС регистрировали в республиках Удмуртия и Башкортостан: среднемноголетние показатели составили 64,5 и 35,1 на 100 тыс. населения соответственно. Высокий уровень заболеваемости отмечен в Республике Мордовия и в Ульяновской области, также относящихся к ПФО: среднемноголетние показатели – 25,7 и 12,4 на 100 тыс. населения соответственно. Ежегодно заболевания ГЛПС регистрируют в Костромской и Челябинской областях, где среднемноголетний показатель составил 14,9 и 1,8 на 100 тыс. населения соответственно.
В 2019 г. были исследованы на напряженность иммунитета к возбудителям ГЛПС по 100 сывороток крови жителей Республики Башкортостан (положительный результат был получен в 20,0 ± 4,0% образцов); Республики Удмуртия (положительными оказались 10,0 ± 3,0%); доноров крови в Ульяновской области, из которых 12,0 ± 3,2% содержали IgG к хантавирусам.
В 2020 г. были исследованы 99 сывороток крови жителей Челябинской области, выявлено 10,1 ± 3% положительных проб, а при изучении 100 образцов сывороток из Республики Башкортостан – 7,0 ± 3,0%.
В 2021 г. исследовано всего 300 сывороток крови из Челябинской области, Республики Мордовия и Костромской области (по 100 сывороток от каждой территории). Доля серопозитивных образцов сывороток из Челябинской области составила 7,0 ± 2,6%, из Республики Мордовия – 3,0 ± 1,7%, из Костромской области – 10,0 ± 3,0%.
Обращают на себя внимание высокие показатели серопозитивности к вирусам ГЛПС среди населения Челябинской области, которая относится к территориям с низкими показателями регистрируемой заболеваемости, что свидетельствует о гиподиагностике этой нозологии в регионе.
Следует отметить, что дифференциальная диагностика ГЛПС в ряде случаев бывает затруднительна, особенно в первые дни лихорадочного периода, когда выражен синдром интоксикации, редки катаральные явления и нет отчетливых проявлений почечного и геморрагического синдромов. В олигоурический период ГЛПС необходимо дифференцировать от заболеваний почек другой этиологии. Наиболее часто дифференциальная диагностика проводится с гриппом, лептоспирозом, клещевым энцефалитом, острым пиелонефритом, острой хирургической патологией органов брюшной полости. Легкие и стертые формы ГЛПС могут протекать почти бессимптомно [14–17].
Заключение
Результаты проведенного серологического мониторинга подтвердили высокую интенсивность эпидемического процесса ГЛПС в Республике Татарстан. Ранжирование районов Республики по уровню коллективного иммунитета к возбудителям ГЛПС согласуется с данными официальной статистики по заболеваемости ГЛПС в муниципальных районах и ландшафтными особенностями территорий
Данные серологического скрининга сывороток крови жителей республик Удмуртия, Башкортостан, Мордовия, а также Ульяновской, Челябинской и Костромской областей указывают также на значительную долю лиц, имеющих иммунный ответ к возбудителям ГЛПС.
Изучение причин и условий заражения вирусами ГЛПС остается актуальной научной и практической задачей.
Серологический мониторинг позволяет оценить состояние естественного иммунитета населения к хантавирусам и дает представление об ареале возбудителей ГЛПС.
Комплексный анализ эпидемиологических данных серологического мониторинга, прогнозирования активности эпизоотического процесса и ожидаемого подъема заболеваемости необходимо учитывать при дифференцированном подходе к проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в регионах Российской Федерации.



