Благодаря вакцинопрофилактике были достигнуты впечатляющие успехи в контроле над рядом инфекционных заболеваний: значительно снизились показатели заболеваемости, смертности и летальности. Прививки ежегодно позволяют сохранить более 6 млн детских жизней, и у 750 000 детей предупредить инвалидизацию [1–5].
Для сохранения стабильной ситуации по вакциноуправляемым инфекциям эксперты ВОЗ рекомендуют поддерживать охват детей прививками в «индикаторных» группах на уровне не менее 95%1 [5–8].
Однако в ряде исследований при экспертизе амбулаторных карт в детских поликлиниках было показано, что фактический охват детей прививками национального календаря не достигает рекомендованного уровня и, соответственно, не гарантирует результата, на который ориентирована система эпидемиологического надзора. Нарушение графика прививок, как правило, обусловлено отказами родителей от иммунизации, несвоевременной явкой на вакцинацию и временными медицинскими противопоказаниями [8, 9].
В связи с этим мониторинг приверженности прививкам населения, проживающего на конкретной территории, и отдельных его групп является необходимым для разработки образовательных траекторий и должен быть включен в информационную подсистему эпидемиологического надзора за вакцинопрофилактикой как обязательная компонента.
Цель исследования – определение значимости мониторинга приверженности прививкам разных групп населения в системе эпидемиологического надзора за иммунопрофилактикой и выработка рекомендации по его совершенствованию.
Материалы и методы
Исследование выполнено в 2017–2018 гг. на кафедре эпидемиологии, социальной гигиены и организации санитарно-эпидемиологической службы ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России (далее – УГМУ) и в 5 медицинских организациях на территории крупного промышленного центра Среднего Урала.
Для изучения отношения родителей к вакцинации был проведен опрос 865 человек методом анкетирования. Анкета для исследования была разработана авторами совместно с сотрудниками кафедры клинической психологии и педагогики УГМУ и включала 13 вопросов, позволяющих оценить отношение родителей к вакцинации и источники информации о прививках. Опрос родителей проводили на нескольких параллелях: в поликлинике при заполнении анкеты на бумажном носителе на приеме у педиатра (486) и путем размещения в социальных сетях в Интернете электронной анкеты, созданной на базе платформы Google (379)2.
Для опроса сотрудников медицинских организаций, студентов и преподавателей УГМУ была использована анкета, которую нам любезно предоставили сотрудники кафедры эпидемиологии и доказательной медицины медико-профилактического факультета ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет). Эта анкета уже была ранее использована в социологических исследованиях кафедры эпидемиологии и доказательной медицины среди сотрудников и студентов, что в дальнейшем может быть использовано при сравнительном анализе уровней информированности и приверженности прививкам студентов и преподавателей двух вузов. В нашем исследовании в опросе участвовали 1325 сотрудников медицинских организаций, 750 студентов и 216 преподавателей.
В работе использованы эпидемиологический, социологический и статистический методы исследования. Для оценки полученных результатов применяли общепринятые статистические приемы. Расчеты проводили с помощью пакета прикладных программ Microsoft Office 2007. Достоверность различий оценивали по критерию Фишера. Различия считали достоверными при р < 0,05.
Результаты
Среди 865 родителей большинство (707 человек или 81,7%) составляли лица в возрасте 20–39 лет, 107 (12,4%) человек были в возрасте 40–49 лет, до 20 и старше 50 лет – 19 (2,2%) и 22 (3,7%) соответственно. Женщин было 777 (89,2%), мужчин – 88 (10,2%). Высшее образование имели 616 (71,2%) родителей, среднее специальное – 211 (24,4%), среднее – 38 (4,4%).
Практически 80% участников опроса (686 человек) считали вакцинацию эффективной мерой профилактики инфекционных болезней, но были и те, кто не смог однозначно определить свое отношение к прививкам (124 или 14,3%), а каждый 15-й респондент категорически отрицал их необходимость.
Негативное отношение к прививкам или сомнения в их эффективности родители чаще всего объясняли неуверенностью в их безопасности и риском поствакцинальных осложнений (45,2%). Часть опрошенных (16,0%) отметили, что прививка не гарантирует полной безопасности и что «привитые так же могут болеть, как и непривитые». В каждой 10-й анкете было указано на неудовлетворительное качество применяемых вакцин, особенно отечественного производства. У 9,9% респондентов был личный негативный опыт прививок, у 1,1% имело место неприятие прививок всеми членами семьи, что стало для них определяющим фактором в принятии решения об отказе от вакцинации себе и своим детям. Были и такие (16,3%), кто затруднялся с ответом на вопрос об отношении к вакцинации в связи с отсутствием личного опыта («не вправе были судить о пользе или вреде прививок»).
Для определения основных источников информации о прививках родителям было предложено проранжировать представленные источники по частоте обращения к ним, а также самостоятельно указать наиболее авторитетный, которому они более всего доверяют. Было установлено, что на 1-м месте по частоте получения информации (рис. 1, см. на вклейке) у всех категорий опрошенных были медицинские работники – от 45,5 до 81,9% (φ > 2,31; p < 0,01); на 2-м и 3-м – родственники, знакомые и Интернет, без значимых различий (φ < 1,64; p > 0,05).
Имели место различия по наиболее авторитетному источнику информации среди лиц с разной приверженностью прививкам (рис. 2, см. на вклейке). Для родителей, положительно настроенных к вакцинации и сомневающихся в ее эффективности, наиболее авторитетным источником были медицинские работники – 78,8 и 57,5% соответственно (φ > 2,31; p < 0,01). Для лиц, негативно относящихся к прививкам, таких источников было 2: медицинские работники и Интернет – по 25,8%.
Учитывая то, что основным и наиболее авторитетным для родителей источником информации являются медицинские работники, мы приняли решение определить отношение к прививкам самих медицинских работников. С этой целью был проведен опрос 1325 сотрудников медицинских организаций разного профиля, в том числе 501 (37,8%) врач, 557 (42,0%) средних и 66 (5,0%) младших медицинских работников, а также 201 (15,2%) человек из категории немедицинского персонала (сотрудники администрации, регистратуры, аптеки, пищеблока, хозяйственной службы и т. д.). Среди респондентов 300 (22,6%) человек имели стаж работы до 5 лет, 269 (20,3%) – от 5 до 10 лет, 307 (23,2%) – от 10 до 20 лет и 449 (33,9) – более 20 лет. В опросе приняли участие 1179 (89,0%) женщин и 146 (11,0%) мужчин.
1138 (85,9%) сотрудников медицинских организаций положительно относились к вакцинопрофилактике, считая ее эффективным мероприятием, позволяющим контролировать заболеваемость. Однако 59 (4,5%) человек были настроены к вакцинации негативно, а 128 (9,6%) не определились в своем отношении.
Среди 187 сотрудников, не доверяющих вакцинации, был 41 врач (8,2%), 79 (14,2%) средних и 14 (21,2%) младших медицинских работников, 53 (26,4%) сотрудника без медицинского образования (проценты рассчитаны от числа лиц соответствующей категории).
Среди врачей, негативно относящихся к прививкам, больше всего было стоматологов (10), хирургов (5) и педиатров (4). В единичных случаях это были анестезиологи-реаниматологи, терапевты, акушеры-гинекологи, врачи КДЛ, неврологи, гастроэнтерологи, врачи функциональной диагностики, дерматовенерологи, травматологи, эндоскописты, остеопаты, офтальмологи и рентгенологи.
Большинство не доверяющих вакцинации сотрудников составляли специалисты со стажем работы более 20 лет – 39,6% (φ > 2,31, p < 0,01). Среди лиц с меньшим опытом работы доли негативно настроенных к прививкам и сомневающихся в их эффективности были примерно одинаковыми: со стажем до 5 лет – 18,7%, от 5 до 10 лет – 24,6%, от 10 до 20 лет – 17,1% (φ < 1,64; p > 0,05).
По гендерной структуре значимых различий установлено не было: 18,5% среди мужчин и 13,6% среди женщин (φ = 1,53; p > 0,05).
Основная причина негативного отношения к прививкам была связана с риском возникновения поствакцинальных реакций и осложнений (36,7%), личным неудачным опытом вакцинации (19,6%) и мнением людей из медицинской научной среды (8,2%). В нескольких анкетах были указаны иные причины: информация из медийных источников, мнение других медицинских работников, недостаток информации.
Важно было понять, на каком этапе формируется негативное отношение к вакцинации у медицинского персонала: при обучении в вузе или уже в процессе работы. Для уточнения этого был проведен опрос 750 студентов 4 из 6 факультетов УГМУ, в том числе 258 (34,4%) студентов лечебного факультета, 210 (28,0%) – медико-профилактического, 180 (24,0%) – педиатрического, 102 (13,6%) – стоматологического, что в целом соответствовало структуре обучающихся в вузе.
Среди опрошенных 416 (55,5%) были студентами младших и 334 (44,5%) – старших курсов. В опросе участвовали 198 (26,4%) мужчин и 552 (73,6%) женщины.
Среди студентов, участвующих в опросе, 684 (91,2%) относились к вакцинопрофилактике положительно, 14 (1,9%) – резко отрицательно и 52 (6,9%) еще не определились в своем решении. Ведущими среди причин, сформировавших негативное отношение к вакцинации, были личный опыт студента (23,3%), боязнь поствакцинальных осложнений (14,6%), недостаток информации о прививках и мнение медицинских работников, с которыми они общаются (по 10,9%). Необходимо отметить, что среди студентов отношение к вакцинации в целом соответствовало позиции врачей медицинских организаций, среди которых положительно относились к прививкам 91,8%, негативно – 2,8%, сомневались в их эффективности – 5,4% (φ < 1,64; p > 0,05).
При анализе результатов опроса студентов разных факультетов значимых различий в их приверженности прививкам не было (φ < 1,64; p > 0,05). В то же время по результатам опроса студентов разных курсов мы установили, что наибольшее число негативно настроенных к прививкам было среди первокурсников (14,3% против 1,1–9,9% на других курсах обучения), хотя студенты младших курсов чаще других отмечали, что не имеют достаточной информации о вакцинации, но имеют желание ее получить.
Для оценки роли преподавателей медицинского университета в формировании отношения к вакцинации студентов мы провели опрос 216 сотрудников разных кафедр.
В опросе участвовали 47 (21,8%) преподавателей кафедр, относящихся к лечебно-профилактическому факультету, 44 (20,4%) – к медико-профилактическому, 23 (10,6%) – к педиатрическому, 30 (13,9%) – к стоматологическому и по 24 (11,1%) – к трем факультетам: фармацевтическому, факультету психолого-социальной работы и высшего сестринского образования, факультету повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Были опрошены 86 (39,8%) сотрудников теоретических кафедр и 130 (60,2%) – клинических. Распределение респондентов по должностям было следующим: 77 (35,6%) доцентов, 65 (30,1%) ассистентов, 29 (13,4%) заведующих кафедрами. В опросе участвовали 15 (6,9%) профессоров, 17 (7,9%) старших преподавателей и 13 (6,0%) лаборантов. Большинство опрошенных (92 или 42,6%) имели стаж работы более 20 лет. Стаж работы до 5 лет был у 44 (20,4%) преподавателей, от 5 до 10 лет – у 32 (14,8%), от 10 до 20 лет – 48 (22,2%). В опросе участвовали 165 женщин и 51 мужчина.
Из 216 участников опроса положительное отношение к вакцинации подтвердили 198 (91,7%), только 5 (2,3%) сотрудников были настроены отрицательно и 13 (6,0%) не имели четкой позиции по данному вопросу. Среди причин отрицательного отношения к вакцинации наиболее часто фигурировали собственный негативный опыт (32,1%), страх перед возможными поствакцинальными осложнениями (21,4%) и мнение других людей из медицинской научной среды (21,4%).
Среди преподавателей кафедр разных факультетов, разных должностей, пола и стажа работы значимых различий в отношении к прививкам не было (φ < 1,64, p > 0,05). Среди сотрудников теоретических кафедр доля негативно настроенных к прививкам и сомневающихся в их эффективности была значимо выше, чем среди сотрудников клинических кафедр: 14,0% против 4,6% соответственно (φ = 2,4, p < 0,01).
Обсуждение
Наиболее авторитетными источниками информации о прививках для родителей были медицинские работники. Следовательно, именно они должны играть ключевую роль в формировании положительного отношения к иммунопрофилактике среди населения.
Однако среди медицинских работников, по итогам опроса 1325 человек, мы выявили значительную когорту лиц (187 человек или 14,1%), преимущественно среди сотрудников со стажем работы более 20 лет, негативно настроенных к вакцинации и сомневающихся в ее эффективности из-за недостаточной информированности. При опросе студентов и преподавателей медицинского университета также были выявлены негативно настроенные к прививкам и сомневающиеся в их эффективности. Среди студентов чаще всего это имело место у учащихся младших курсов, среди преподавателей – у сотрудников теоретических кафедр.
Аналогичные результаты были получены при выполнении социологических исследований и на других территориях. Так, по данным исследования, выполненного в Сеченовском университете [10], при опросе 512 врачей различных специальностей был выявлен 51 (10%) сотрудник, крайне негативно настроенный к вакцинации, и 51 (10%) – с неоднозначным отношением к прививкам. Среди причин отрицательного отношения к вакцинации чаще всего врачи указывали свой профессиональный или личный негативный опыт, риск развития осложнений, недостаток информации о высокой эффективности вакцинации и мнение коллег, чья профессиональная деятельность связана с иммунопрофилактикой.
Полученные результаты являются крайне неблагоприятным прогностическим признаком, учитывая ведущую роль сотрудников медицинских организаций в формировании приверженности прививкам населения, что в перспективе может привести к дальнейшему увеличению количества отказов от прививок среди населения и несвоевременных вакцинаций. При опросе студентов и преподавателей медицинского университета также были выявлены негативно настроенные к прививкам и сомневающиеся в их эффективности.
В связи с этим в ближайшее время необходимо внедрять комплексные образовательные программы, направленные на повышение информированности разных групп населения в вопросах иммунизации. При этом вектор образовательных программ должен быть направлен на целевые аудитории: педиатров, терапевтов и узких специалистов, имеющих опыт работы в своей специальности, но не имеющих подготовки по вакцинологии. В медицинском университете крайне важно, начиная с первых курсов, формировать приверженность прививкам у студентов, а также уделять особое внимание дополнительному образованию преподавателей теоретических кафедр по вопросам вакцинопрофилактики.
Выводы
- Проведение настоящего исследования позволило оценить отношение к вакцинопрофилактике различных категорий населения и определить целевые группы, на которые должен быть направлен вектор образовательных мероприятий (сотрудники медицинских организаций со стажем работы более 20 лет, студенты младших курсов медицинских университетов и преподаватели теоретических кафедр).
- Учитывая ценность полученной информации, мониторинг приверженности прививкам должен быть включен как самостоятельный компонент в информационную подсистему эпидемиологического надзора за вакцинопрофилактикой и должен проводиться на регулярной основе.
- По итогам социологических исследований необходимо разрабатывать и внедрять образовательные программы, нацеленные на конкретную аудиторию, имеющую наиболее важное значение в условиях реального места и времени.